Перевести страницу

Филиппины, 2018, остров Палаван

Пуэрто-Принцеса

27.02.

Маленький аэропорт. Выходим из него. Основная дорога начинается через 200 метров от выхода из терминала. Все, мы в городе. Не нужно искать шатлбас, ловить джипни и пр.
Надо найти отель и столовку. Кушать уже очень хотелось.
Отели стали попадаться на каждом шагу, только ценник в них был больше 1000 за номер. И это было плохо.
Я когда начала гуглить остров Палаван и города на нем, прочитала несколько подробных отчетов в инете за разные годы. Но в целом картина выстроилась. Это тоже туристический остров. Туристический = дорогой, с надуманными достопримечательностями.

Из глобальных достопримечательностей была подземная река - всемирное наследие Юнеско (2200песо с носа тур стоит, т.е. вдвоем мы бы как раз в 100$ уложились. Это колоссальные деньги. Можно было бы самостоятельно оформить пермит в Пуэрто Принцесе и с ним уже ехать на место. Там фрахтовать лодку, платить экологический сбор (вышло б в 1000 минимально с носа). Соответственно, возни больше.
Мне за такие деньги путешествие на лодочке нафиг не уперлось. Тем более, когда я почитала отчеты соотечественников об этой экскурсии - большинство было разочаровано, из серии "видели и поинтереснее, не стоит получасовая прогулка этих денег".
У Паши это было мастхевом. Типа а вдруг его зачмырят "ууу, ты был на Палаване и не сплавал по подземной реке..."
Еще люди плавали на лодках на острова. Туры A B C, больше тысячи песо с носа стоит такая прогулка.
Еще из отчетов я поняла, что остров капец как дорогой. Что, нет дешевых гостиниц, все от 1000 песо. Даже встречались отели по 21000 за ночь. По поводу кафешек - тоже цены указывались большие.
Еще бензин был дороже на 20% почти, на официальных заправочных станциях.
Короче, я была пессемистом и продолжала жалеть, что мы улетели с прекрасного Минданао.

У Паши были оптимистичные планы -поплавать на лодочке в лагуне.
Я как скептик, сразу начинала гундеть, что с нашими купленными розетками только и плавать, что если плавать, надо сейвиться в отеле на берегу, оставлять там мотик и вещи, а потом уже плавать налегке. И то, если полный штиль. Плыть "на здоровье" по 10-20 км против волны не хотелось. С Пашей на веслах вообще ходить по морю хреново. Он нервничает, орет как потерпевший. Причем, я гребла - он орал. Я не гребла - он орал. Резюме - он орет независимо от моих действий. Зачем тогда мне грести и убиваться? Проще либо не плыть, либо плыть пассажиром.
Отвлеклась.

Гостиницы были дорогие. Где-то мы увидели объявление, что сдаются румы по 750 песо. Но пока не пошли в том направлении.
Зато нашли жральню со вкусной едой. А через 20 минут мы уже снимали отель. Это был тревеллер лодж.

Номера с вентилятором и с кондеем. 400 песо и 800 песо.
Номер за 400 был страшен.

Там не было окна, зато был сильный запах сырости. Номер за 800 был идентичен, но там был кондей. Т.к. я от жары страдаю в меньшей степени, чем Паша, мне кондей не так принципиален.
Я выбрала за 400 песо номер.
В принципе, я даже потом привыкла к этому отелю. В номере был телек с дискавери, на рецепшн wifi. На этом острове было плохо с мобильным инетом, поэтому наличие вайфая сильно радовало. Плюс еще - у отеля на улице стоял кофейный автомат.
После того как разместились - пошли искать байк в аренду.

Виды Пуэрто Принцесы

За аэропортом на Риксал авеню по левой стороне была куча контор и конторок по сдаче байков в аренду.
В принципе, ценник был как на Бохоле. Даже чуть ниже. Мотик можно было снять за 300-400 песо, в день если брать на неделю.
Паша договорился с теми, у кого мотики стоили дешевле всех, что подойдет завтра с утра и снимет мотоцикл.
Вечером я сидела на рецепшн в инете, а Пашка лег пораньше спать.

28.02
Проснулась выспавшаяся. Я на ночь поставила себе главу из аудиокники и сама не заметила, как уснула. Спала как убитая всю ночь. Так и проснулась со вставленными наушниками.
Попинала Пашу. Бесполезно. Затупила на час на рецепшн, вернулась в номер, опять пытаюсь растолкать это сокровище.
Еле удалось. Паша потом жаловался, что у него в глазках песочек. Что ночью спал плохо, т.к было то жарко, то вентилятор обдувал и создавал дискомфорт.
Поели, пошли искать мотик.
В конце концов, Паша сторговался на 300 в день за Сузуки Скайдрайв. Там не было багажного отделения под сидушкой, у нее заедало зажигание, но в целом, было все ок.
Пока искали мотик - подошло время чекаута. С первой космической скоростью зарулили к лоджу, схватили вещи и выписались. Ух.

Теперь можно уже было расслабить булки. И мы не торопясь поехали по городу. Нашли Робинсон супермаркет (в Батангасе был одноименный), купили пару бутылок пива. Все, недолго нам осталось пиво пить. Скоро улетим на месяц в Индонезию, там будем вести абсолютно трезвый образ жизни. Аскетический, я б сказала. Заодно и сбросим лишние кг, которые каждый раз откладываются на Филиппинах. Булки, пепси, вкусная еда... этим славятся Филиппины.
Заехали в Хонду Бей. Ну, пляж, пальмы. Предлагаются поездки по островам. Да, красиво, но не прям, чтоб АХ!
Палаван, конечно выигрывает по природе и по морю у Бохола. Смущает, что дико много белых, отсюда и конский ценник на все.
Доехали на другую сторону острова в Сабанг - оттуда возили людей на экскурсию в подземную реку. У Паши была авантюрная мысль попробовать морем на веслах дойти до места впадения реки в море. Но, с этой стороны острова был открытый океан (ближайшее государство с той стороны - Вьетнам), поэтому волны были бодрые. На нашем надувном матрасе не доплыть.
Паша облизнулся, горько вздохнул. Кинул монетку. Выходило, что нам надо отпустить ситуацию с рекой и просто ездить по острову.

Так мы и сделали. По карте выходило, что недалеко была пещера, но, кода мы доехали до нее, оказалось, что проникновение в нее карается тюремным сроком. Об этом красноречиво свидетельствовала табличка у входа в пещеру.

Поехали по трассе в сторону Эль Нидо.

Время было уже далеко обеденное, хотелось кушать. Но как назло, вообще столовки не попадались. Либо попадались, но с конским ценником. Пару часов мы точно разыскивали, где поесть, но... все было безрезультатно. Еще тут не было бейкери и кофемашин. Остров был не очень населен, при желании с палаткой можно было встать под любым кустом.
В конце концов, мы нашли кафешку с более менее пристойными ценами - 45 песо мясное блюдо, 12 рис.
Теперь можно и ставиться.
Темнело и светало тут позже, чем на остальных островах. В полседьмого вечера уже было темно. Такой часовой пояс мне больше нравится, а то когда в 5 светает, в 5 темнеет (как это было в декабре на Себу) - как-то тоскливо.
С шоссе был съезд на пляж. Народу никого не было, построек тоже.
Мы просто сели на песочек под пальмой и наслаждались видом предзакатного моря.

Палатку было решено ставить с наступлением темноты, ибо рядом была трасса, с которой нас было видно, да и рыбаки пока с сетями ходили по берегу.
Ну а че мы? Мы парочка белых туристов, съехали с шоссе посмотреть закат. Свежо было воспоминание, когда нас на Бохоле полицейские выковыривали с места стоянки. Повторения не хотелось.
Уже закат. Красота. И вдруг прямо напротив нас на шоссе встает фура.
Из нее выходят местные, шуршат что-то.
Понимаем, что красивое место стоянки накрылось медным тазом. Выезжаем обратно на шоссе. Оказывается у фуры прокололось колесо и его радостно меняли. Что обидно - именно напротив того места, которое мы себе присмотрели для ночлега.

Едем дальше. Сумерки спускаются со страшной скоростью, через 10 минут едем уже по темноте.
Паша опять злится, проклиная водителя фуры, колесики фуры, ну и вообще все вокруг. Я просто еду молча, не рефлексируя из-за такой ерунды.
В конце концов, мы нашли еще съезд к морю, и поставили наконец, палатку. Не на песочке, нет, на первом попавшемся равном месте под кокосовыми пальмами. Как мы туда заезжали - отдельная песня. Не всегда, где растут пальмы - красиво и пасторально. Зачастую под пальмами лежит 20-30 сантиметровый слой всякой гадости типа старых пустых кокосов, огромных высохших листьев пальмы, каких-то веток и пр лабуды.
Ставим палатку. О! Да тут интернет ловится. Пользуюясь случаем, смотрим скайсканнер на предмет обратных билетов, продумываем завершение нашего зимнего маршрута.

01.03

То чувство, когда просыпаешься и видишь перед глазами не потолок комнаты, а вполне себе красивый вид сквозб сетчатую ткань палатки

После пробуждения опять ковырялись в скайсканнере. Теперь уже взяли билеты из Краби в Екатеринбург и из Сурабаи в Куала Лумпур. Осталось только из КЛ взять билеты в сторону Краби. Ну или хотя бы по земле доехать в ту сторону. Одной головной болью стало меньше.
При дневном свете обнаружился симпатичный песчаный пляжик. Вот надо было протащить мотик буквально метров десять и можно было встать на ровной площадке. На песочке все же удобнее спать, чем на ветках.
Море так и манило. Малюсенькие волны набегали на песочек.

Это была внутренняя часть острова, мелководье. Пашка пошел купаться, я осталась у мотика охранять вещи. Как Паша потом сказал - что ему пришлось идти метров 50, чтоб глубина была хотя бы по колено.

Выехали уже около 10.00.
Едальню нашли почти сразу. Выбор был не очень, цены тоже. Но, памятуя, как мы вчера искали где поесть, решили не выеживаться, а поесть тут.
Поехали в Порт Бартон.

Это была уже внешняя сторона острова. Тоже туристическая деревня. И небольшая кучка островов, недалеко от берега, куда возили на экскурсии. Паша сразу захотел спустить лодку на воду.
Но сразу вопрос. А мотик? А вещи?
Сидеть долго на берегу, охраняя вещи, я не хотела. Если можно в лайт варианте поплавать между островами по ровной глади, без волн - то я "за".
Плыть с вещами, да еще против волны, бросив мотик не берегу - тоже ничего хорошего.
Короче я предлагаю Паше снять номер в отеле в бухте, бросить там вещи и уже заниматься тем, чем хочешь. Хоть купаться, хоть на лодке ходить между островами.
Пашка сунулся в первый попавшийся гестхаус. Сторговался за 800 песо (обычная цена 1100) за номер. Номер был даже приличный- кондей, удобства, в которые было приятно зайти. Всего было 2 номера в гестхаусе. На эти два номера была небольшая аккуратная кухонька с посудой, раковиной, но без чайника-плиты-кастрюлек. Был термос с горячей водой и кофе-сахар-кример.

Правда, с электричеством на этой части острова была беда. Его включали с 17.00 до 00.00.
С инетом тоже была беда. Вайфая не было, а мобильный инет, хоть и показывал Н+ и три деления - не работал фактически.
Да уж, оставаться всегда на связи в Филиппинах достаточно проблематично.
Заселились. Электричество пока было, я включила телефон и банку заряжаться. Но, чуяла, что оно скоро изчезнет.

Вообще, изначально, я не шибко хотела плыть на лодке. Глаз еще с прошлой морской прогулки дергался, когда мы Самал Айленд обплывали.
Но Паша пообещал не верещать на меня, и я ему поверила.
Взяли лодку с веслами и пошли.
Вышли на берег, надули лодку, собрали весла.
Паша решил попробовать поменяться местами. В первый раз я была загребающей, он сидел вторым в лодке. Тут он уже сел на нос, а править дал мне.

Отчалили от берега. Ну сделали мы по 50 мощных гребков, ну отплыли на 70 метров от берега.
А дальше что делать? Была хорошая встречная волна. За эти пару минут в нашей лодке образовалось литров 10 воды. Теперь она уже Пашку заливала, до меня волны не доходили. То, что нас заливает было понятно по мокрой жопе и мокрым сандалям. И это я еще на надувной подушке сидела.
Бросаем весла, дрейфуем. Думаем о целесообразности морской прогулки.

Я посмотрела расстояние до ближайшего острова - выходило 5.6 км.
Против встречной волны. С полной лодкой воды.
Даже Паша стал сомневаться в успеха этого приключения.
Плюнули, причалились к берегу.

Потом вроде как ветер поменялся, Паша решил опять плыть.

Я тактично предоставила ему такую возможность. Сама осталась на берегу. Пашка из двух весел собрал одно байдарочное и поплыл. Мда. Когда смотришь со стороны, лодку хорошо так мотыляет. Вправо-влево-вправо-влево.
Смотрю, остановился и развернулся боком к волне. Думаю-что? Налоело? Накатался? Назад пойдешь?

Но, нет, смотрю опять берет весло и идет.
Начал накрапывать дождик, мне захотелось кушать и вообще скучно стало. Пошла домой.
По пути узнала, что можно покушать из еды в жральне напротив дома. Там был "Бачой". Это ближе всего к вьетнамскому фо. Только лапша желтая, а не рисовая.
40 песо порция. Зато еда. Зато горячая.
Кидаю вещи в номер, беру денежку, иду кушать.
Как обычно вопрос - откуда ты? Я всегда отвечаю- Руссия. Раша и Россия они не очень понимают. А скажешь Руссия - с пониманием кивают. Некоторые цитируют "Из россии с любовью".
Тут, правда, мне еще тур на лодке предложили. В Абхазии предлагают джиппинг на Рицу, тут - на лодке к островам. Отбрехиваюсь, что у нас есть лодка ссоя и что именно в хто самое время мой хазбанд бороздит воды мирового океана в вашей лагуне.

Пошла домой. В номере сидеть было скучно. Плюс - электричество все-таки кончилось.
Зато было классно сидеть на веранде за столиком и обозревать окресности и заодно видеть праздно (и непраздно) шатающийся люд. Ибо напротив калитки проходила дорога.
Один раз даже услышала русскую речь. Парень с девушкой прогуливались мимо моей калитки.
Потом начался дождь. Он был недолгим, но сильным.

После него относительно сухая глиняная дорога превратилась в жидкое месиво.
Вдруг нарисовывается Пашка с лодкой под мышкой. Быстро он. Чего и следовало ожидать.
Он сказал, что доплыл до песчаной отмели (коса посреди лагуны, которую мы приняли за песчаный пляж одного из островов).
Как говорится - мухи отдельно, котлеты отдельно. Отдельно остров, отдельно пляж))).
А с берега смотришь - кажется все идеально. Заросший зеленый остров с полоской желтого песка. А остров в итоге каменистый, и абсолютно без пляжа.
Посидел Паша на косе, поплавал с маской, поймал попутку до берега. У него сломалось весло - треснуло посредине, когда он то правой, то левой лопастью греб.

Уже ближе к вечеру поехали искать жральню. Нашли, дорого, маленький выбор. Но больше в поселке ничего лучше не было.
Спросили есть ли тут кофемашина. Ответили отрицательно.
Тут-то электричества нет, не до кофемашин. На это Паша сказал тетке в итери " раз нет кофемашин, придется идти пить Тандуай". Тетка сначала оторопела, а потом поняла, что у нас такой юмор, разулыбалась.
Это как в анекдоте.
"Приходит мужик в магазин.
- У вас велосипеды продаются?
- Нет.
- А коньки?
- Нет. У нас магазин алкогольных напитков.
- Эх. Жалко.Бог свидетель, хотел спортом заняться. Дайте 2 бутылки водки"

Купили Тандуай, булки на закусь и пошли домой.

Пока сидели на веранде, подошла соседка из второго номера. Это была француженка, живущая в Лондоне. Перекинулись парой дежурных фраз.
В полпервого ночи, как и обещали, электричество вырубили.

02.03
Немного проквакался инет, запостила фотку себе на страницу.
Водой из термоса (не остыла за ночь!) заварили доширак, сделали чай.
И потом пошли на море. Был штиль. Вчера б такое море....
Но не будешь же лодку опять надувать.
Поэтому мы просто купались. Море было неплохое, но с кусачим планктоном.
Пришли домой, собрались, сдали номер, пообещали вернуться.
Мой рюкзак стал существенно тяжелее. Он у меня всегда был плотно набит. А тут Паша в два захода мне туда забил 3 -4 кг розеток, выключателей и санитарных душей (я их писюкаторами называю), вещь чрезвычайно удобная в туалете. В россии они редкость и стоят дорого. Тут по 200 песо можно их найти.
Вопрос - как оно все помещается в рюкзак? Рюкзак растягивается или вещи ужимаются. Розетки твердые, сантехника тоже. Паша тоже озадачился этим вопросом. Покупаем шмотки, сувениры, хозтовары, а внешний размер рюкзаков остается прежним. Чудеса, да и только.

Выехали. По пути в водоеме увидели абсолютно счастливого буйвола.

Поели в кафешке в первом ближайшем городе. Паша там нашел чувака с болгаркой и он пильнул нам весла.
Далее мы вроде как собирались поехать в очередную бухту с кучей островов, на которые по Пашиной логике, можно было сходить на лодке.
Но, мы прозевали поворот, и очутились там, где дорога по которой мы ехали, закончилась. Плохая новость - не туда свернули. Хорошая новость - попали на великолепный безлюдный дикий пляж.

Я впадаю в восторг, начинаю фоткаться в обнимку со всеми пальмами подряд.

Потом раздеваюсь до купального костюма - бегу плавать.

Ох ты! Неожиданно быстро идет набор глубины. Шаг - по колено. Еще шаг - по задницу. Третий шаг -по пояс.
Море почему-то тут темно-изумрудного цвета, и с особо злобным плангтоном.
По ощущению - как будто тебе не то муравьев, не то стекловаты за шиворот засунули.

Пашку тем временем облепили местные собаки. Он чесал им пузико, а они счастливо улыбались и взвизгивали.

Поехали дальше. Выехали обратно на трассу. Дорога шла вдоль побережья, по холмам. С одного холма открывался настолько захватывающий вид, что я начала уже призадумываться, там ли уж мне хочется быть развеянной нв Лангкави... Этот вид был точно не хуже. Другой, но не хуже.

После этого пляжа и вида с холма стал потихоньку таять лед моего изначального негативного отношения к этому острову. И я начала влюбляться в него.

Далее у Паши была мысль съездить в бухту с островами, посмотреть как оно, может быть лодочку спустить на воду. Но бухта оказалась обычной рыбацкой деревней, а острова - мангровые.

Купив на вечер в этой деревне сосисок-гриль и булок, мы поехали ставиться. По дороге обратили внимание на небольшую горку, на вершине которой уселось облако, из-за чего горка сильно смахивала на действующий вулкан.

Встали прямо около дороги на холме. Место было хорошее, с ветерком, который доносил сигнал с вышки сотовой связи (иного объяснения почему сигнал то пропадал, то изчезал, то внезапно полная шкала - у меня не было).
Светила огромная полная луна, комары не тревожили. Тишь, да благодать.

3.03
С утра мы все-таки решили доехать до Эль-Нидо. Ведь для чего-то все эти люди туда едут. Проезжая мимо вчерашней горки, обратили внимание, что облако стало только толще.

Никакого внятного научного объяснения, почему когда абсолютно безоблачная погода, одно очень настырное облако, ничуть не смущаясь от того факта, что является единственным облаком на многие десятки километров выбрало именно эту горку. Мистика, не иначе.
Проезжая по дороге - увидели сверток на Manguao lake.

Озеро было очень милым, там стояла беседка, у воды стоял маленький самолетик-гидроплан. Паша сразу поменял цели в жизни.

На этой фотографии он как зачарованный стоит и не может отвести взгляд от самолетика.

До этого он хотел стать обладателем яхты, на которой он может всю жизнь ходить по Филиппинскому архипелагу. Тут он уже решил, что свой самолет, с возможностью приводнения - еще круче.

А что это у нас тут за скворечник?

На Филиппинах вообще культ тетрадок, которые выполняют роль журнала регистрации посетителей.

Поставили автографы, обратили внимание, что русские тут тоже отметелись.

Еще имелся плакатик с информацией о озере и его обитателях

По пути в Эль-Нидо заехали в Taytay.

Там был живописный форт (30песо с каждого),

Была хорошая связь - в кои-то веки 4G. А еще я в городе в кафе съела самую вкусную рыбу, которую когда-либо пробовала. Обычно в подливке с таким вкусом я джекфрут брала, а тут рыба (подозреваю, что скат, хотя, мне сказали, что рыба. Ибо костей не было, а только хрящи)

И вот - Эль-Нидо!

Ухххх....
Это была бухта, перегороженная надвое ваступающей в море скалой. Саму бухту окружали множество островов (не мангровых, в кои-то веки). Море было хорошее, прозрачное, заход тоже хороший.
Отзваниваюсь детям, показываю им пляж, море, лодки.
Едем дальше, оказываемся с другой стороны бухты, тут зрелище еще более фантастическое.

Хочется упасть тут и ничего больше не делать, никуда не идти, ничего не искать. Зачем куда-то ломиться, если рай уже здесь?
Озвучиваю Паше свое желание прям здесь и сейчас залипнуть. Паша настаивает на продолжении трипа. Я настаиваю на отеле, чтоб засейвиться в нем, кинуть вещи и уже походить на лодочке налегке по бухте.
Паша говорит, что дальше если ехать, наверняка тоже есть красивые места. Я упираюсь и говорю, что это самое красивое место. Паша все равно настаивает на том, чтоб ехать дальше, где-нибудь встать в красивом месте и все в этом духе. Я говорю на это, что последнее место ночевки красивым назвать точно нельзя, и сейчас мы найдем типа такого же. Или опять бухту с мангровыми островами.
Прошу хотя бы полчала залипнуть на пляже. А там уже все равно. Можно и ехать. Пашка соглашается на компромисс, сам ждет на асфальтовой дорожке.

Через пять минут Пашка меня подзывает. Йошкин кот, полчаса еще не прошло!
"Пошли селиться в отель, фиг с тобой!"
Ура).

Отель нашли на второй линии, прямо напротив скалы, т.е. он четко был посредине между бухтами.
Casa Mika Ella Inn. Он стоил 1000 песо, это была самая дешевая цена по обе стороны бухты. А так - средний ценник был около 3000 за номер.
Но я не думаю, чтоб там в разы было комфортнее. В номере у нас был кондей, приличные удобства, все чисто. Дверь и окно номера выходили на большую внутреннюю веранду, там был кулер с горячей и холодной водой, столы, стулья, посуда, в общем, все очень прилично и комфортно.

Заселились и поехали сразу в сторону Лас-Кабаноса. Этот пляж известен тем, что из-за того, что острова кольцом окружают эту часть бухты и когда садится солнце - виды фантастические. Особенно, если удачно подобрать ракурс, чтоб солнце садилось прямехонько между островами. То, что мы приехали на нужный пляж- подтверждало огромное количество байков и трайсиклов, припаркованных у обочины.
Вход на пляж как ни странно, был бесплатный. Когда мы подходили к пляжу - местный что-то Паше сказал, из фразы я услышала только "шестьдесят песо". Уже даже подумала, что за вход отжимают. Но, нет. Просто Пашке сообщили, что любое местное пиво по 60 песо на пляже.
Уф.
У меня как раз случайно завалялись 120 песо в сумочке. Как бы знак)
Пошла купила Сан-Мигеля. Если все пиво стоит одинаково, лучше брать самое приличное. Ред Хорс уж очень ядреное, идет сложно. А Сан-Мигель хорошее пиво с мягким вкусом.

После пиво стало совсем хорошо. Вот я люблю путешествовать, мне сложно сидеть на одном месте, я не люблю пляжный отдых, но иногда так хочется на денек променять суету на пляжный релакс. Ведь мы же находимся на самых прекрасных островах.
Я фотографировала закат, купалась в море.

Когда солнце окончательно закатилось за острова - небо окрасилось в все оттенки оранжевого, красного, синего.

В этот момент щемяще захотелось стать художником, чтоб изобразить эту красоту на холсте. Чтоб потом повесить картину над камином, и лет через пятьдесят, расскачиваясь в кресле-качалке около него, рассказывать внукам какая бывает красота на свете.

Вернулись в отель. Купили ром с колой и зависли на веранде.
Правда, утром нам было надо рано вставать, долго засиживаться было не резон.

4.03.
Будильник на 5.00.
Ух. Не выспалась. Паша выглядывает в окно, говорит, что темно, можно еще час спать.
6.00
Теперь уже просыпаемся окончательно. Пока Пашка собирает сумку с лодкой и ее комплектующими - я завариваю лапшу и делаю чай. В такие моменты, радуешься, что в отеле есть возможность достать кипяток.
6.40 выбегаем из отеля. Идем в правую бухту. Надуваем лодку. Я как-то резко присела и услышала треск рвущейся материи. Это были мои штаны. Они не выдержали второй зимовки и разорвались от пояса до ноги. Просто ткань устала, даже не по шву разошлись. Дыра сантиметров в 30 длиной. До кучи начали рассыпаться босоножки, они и до этого начинали рваться, но тут им видно совсем тяжело стало. До кучи еще телефон мне подлянку кинул.
Я пытаюсь делать фотки и... понимаю, что телефон отказывается фотографировать и вообще ведет себя неадекватно.
Видать, когда мы вчера фоткали закат, я попыталась снять видео и оно подвесило карту памяти.
Так же телефон наотрез отказывается заходить в интернет, грузить карты.
Поудаляв первые попавшиеся файлы, немного очистив память телефона, он начинает хоть как-то работать.

Выходим в море. Пашка фоткает еще и на экшн-камеру. Я иногда пытаюсь сфотографировать на телефон.
Сначала причаливаемся на остров в 2-х км примерно от того места как мы вышли. Остров называется Cadlao Island.
Остров достаточно большой, мы причалились на самый ближний пляж.
Там идеальный белый песочек, хороший риф. Выливаем воду из лодки. Перекусываем булками. Думаем, куда идти дальше. Паша предлагает сделать кружок по островам, километров в 12-14. Мапс ми на телефоне молчит, т.к. она самоликвидировалась и ее надо было заново грузить. Поэтому расстояния по морю можно было на глаз прикинуть. А это очень обманчиво, т.к. кажется все очень близко, а на самом деле будет 6 км. А против ветра идти нереально. Я уже лучше гребла, чем в тот раз, но все равно, я адекватно оценивала свои возможности, 10 км - это был максимум, который я могла пройти. Причем с каждым километром моя скорость бы потихоньку падала.
Так что я так и сказала, что расстояние свыше 10км Паша гребет сам.
Паша подумал и решил дойти до дальней лагуны на острове и потом уже в обратку поплыть.
Так и сделали.

Начали тихонько огибать остров. Пристали к пляжу передохнуть, на пляже стоял палаточный лагерь и была надпись, что пляж частный.

Мы отдышались и поплыли дальше. Нашли безлюдный пляж, причалились и пошли нырять с масками. Водичка была прозрачная, кораллы тоже были. Только рыбок было маловато.

Решили возвращаться потихоньку. Хотели доплыть до первого пляжа (там вроде кораллы поинтереснее были), но там встала лодка с туристами, поэтому нашли себе малюююсенький пляжик, на который и высадились.

Вообще виды, которые мне открывались - были волшебные. Вроде, не первый раз на Филиппинах, но такая красота нам никогда не встречалась. Отвесные скалы, которые ты огибаешь на своей лодке, арки, "мосты", где ты пригибаешь голову, когда проходишь на лодке под ними.

Живописные пляжи с песочком.

Изумрудная чистейшая вода - вот, что мы видели во время морской прогулки. Иногда дул встречный ветер, поднимавший волну, которая нас заливала. Иногда была просто рябь на воде от встречного ветра, но когда ты пытаешься грести - ощущение, что разгребаешь желе. Скорость колоссально падает.
Паша почти не бухтел на меня. А я не убивалась с веслом как в тот раз (все-таки тогда была жара и обезвоживание), и поездка мне приносила искреннее наслаждение.

Правда, нас стало поджимать время. Через 2 часа надо было освобождать номер. Паша решил обойти серединную скалу с другой стороны и причалиться соответственно с другой стороны бухты. Так было интеререснее, да и вроде бы ветер был попутный.

Но ветер быстро сменил свое направление и практически всю дорогу мы шли со встречным ветром. Но была возможность иногда передохнуть в "тени" скалы, пофотографироваться.
В конце концов, мы причалили. По быстрому сдули лодку, разобрали весла. Я попыталась скотчем склеить свой окончательно рассыпавшийся от воды ботинок. Скотча хватило на 2 шага. Я красотка. Рваная жопа на штанах, рваный ботинок, из-за которого приходится ногу высоко поднимать, стараясь держать стопу параллельно земле, чтоб не сваливался сандалик набок. Сразу видно - курортница идет. Но как-то маскировать прореху в штанах было лениво. Какая мне по сути разница, что обо мне подумает незнакомый человек?
В отель вваливаемся ровно в 12.00
За полчаса уминаем все вещи, лодку, весла в рюкзаки и покидаем гостеприимное место. Слава богу, за то,что мы на полчаса позже номер сдали, сатисфакции не последовало.

Итак, нам надо за сутки проехать 250 км дороги. Многовато. Но мы уже не будем никуда заезжать по дороге, так что должны были успеть. Пообедали в Эль-Нидо. Паша настоял, ему хотелось есть после прогулки, у меня же аппетит отсутствует в такие моменты. Я сначала отпоиться должна, выдохнуть, отпустить ситуацию, потом и аппетит вернется.
Ровно посреди пути Паша почуствовал, что заднее колесо стало подсдувать. Причем, на Палаване расстояние между населенными пунктами достаточно большое, обычно Филиппины равномерно населены, а тут можно десяток километров проехать, чтоб увидеть жилой дом. Ну, и соответственно, шиномонтажки встречались и того реже. В итоге Паша остановился у первого попавшегося дома и попросил насос подкачаться. 11 км проехали. Когда стало совсем невмоготу - он остановился еще у одного дома, чтоб попросить насос. Хозяин дом сказал, что вулканизация тут буквально за углом, где бензин продают. Действительно, через 100 метров мы увидели полочки с литровыми бутылками бензина и скромную надпись, гласившую, что здесь чинят колесики посредством вулканизации.

Кстати бензин в Филиппинах двух цветов - красный и зеленый, 95 и 91 соответственно. Цена одинаковая.
Вулканизацию осуществляла парочка местных ребят. Тут уже сидел один турист, в ожидании, когда ему починят колесо. Разговорились с ним. Он оказался израильтянином. Поговорили про страны, про острова. Он сказал, что ему не рекомендовали ездить на Минданао, т.к. там неспокойно и похищают людей. А еще я для себя сделала открытие, что оказывается, израильтян не пускают ни в Малайзию, ни в Индонезию. Я не знала о таком даже. Не повезло им. Даже транзитом нельзя, даже если из аэропорта не выходишь. А Куала Лумпур - крупный пересадочный узел, это как через Москву лететь.
За вулканизацию мы заплатили 50 песо.
Вечером остановились в Taytay поесть. Там я опять нашла понравившуюся мне рыбу. С удовольствием умяла.

На стоянку встали недалеко от деревни, фактически на тропе.
Немного рому выпили, съели по булке и легли спать.

5.03

Едем дальше. За 3 часа доехали до Принцесы. Пашка зарулил опять в магазин хозтоваров. Он все никак не успокоится со своей электрикой. Заодно купил чипсов, рома, пива.
Сейвимся в том же отеле, в том же номере. Пашка едет сдавать мотик, возвращается. С него удержали 50 песо за то, что сдал позже обещанного на полчаса.
Идем есть. А жрать не хочется. Сильно хочется пить только. Еще день очень жаркий - как будто лицо в духовку засунул и на тебя оттуда жаром пыхнуло. Но хорошо хоть - тут климат сухой, нет влажной духоты как на Папуа НГ той же.
В самой ближайшей столовке находим еду. Паша - мясо, я рис с супом. Суп дали прицепом, бесплатно, т.к. там уже кончилось мясо. В супе плавала зелень и бананы. Превосходно. Бананы варить - только портить. Я это поняла еще в детстве, попробовав компот с вареными бананами.
В супе бананы были так же уместны как и в компоте, просто окружение чуть иное. Но я съела их все равно)

К вечеру ближе, когда основной зной спал - мы выдвинулись в сторону сувенирного рынка. Я хотела штучки купить)
Купила себе браслетик в стиле Пандоры с натуральными жемчужинами за 75 песо. Уговорила Пашку еще сходить в хандикрафтный магазинчик (мы там фоткали статуетки, мало ли - может чего надо будет купить). Я там себе еще купила из кокосовых бусинок и отполированной ракушки ожерелье.
Вечером пили пиво, я пыталась расклинить карту памяти. Не получалось.
Вроде чистишь файлы, копируешь их с места на место- а все возвращается на круги своя и файлы таинственным образом опять на карте памяти. Зато, когда я копировала из памяти телефона фотки с морской прогулки- они гикнулись. Обидно было ужасно. Знала бы, что такая подстава будет - другую б карту вставила в телефон изначально. Пусть и на 32ГБ всего.
Легла в полночь только, и то, пригасив себя релаксантом, ну и заодно, чтоб спина не так болела, а то после морской регаты поясница себя чувствовала неуютно.

06.03
Проснулась, когда по Москве было еще 23.49. Опять из головы не выходит проблема с карточкой, начинаю ковырять ее, прихожу к мнению, что вытащить из нее инфу возможно, но нудно и долго. Но что я понимала точно - фоткать на нее, и копировать информацию было нельзя.
Достала из другого телефона флешку, почистила ее, вставила в телефон. Перенесла все приложения туда. Кто мне мешал это раньше делать? Ведь знала, что флешка какая-то не такая. Что не все файлы могу удалить с нее. Что при критическом заполнении ее - почистить ее очень тяжело. У меня не хватало терпения больше чем 5ГБ освободить. Т.к. надо было разбивать на подпапки в самом телефоне фотки, а оттуда уже копировать в ноут. Прочитать 10000 фотографий в папке не мог даже мощный комп, не говоря уже о моем вислом старом буке.

Время 7.20 местного.  Собираем вещи и опять - вуаля- даже с купленной вчера фигней, это все помещается в рюкзаки.
Идем кушать во вчерашнюю столовку. Я беру суп как вчера (но он уже с мясом), берем рис, тушеное мясо. Все съесть не получается, остатки берем с собой. У нас сегодня два рейса. Успеем проголодаться.
Я начинаю сожалеть, что вчера на рынке не купила статуетку злой тетки. Такая забавная вручную вырезанная фигурка женщины со свирепым выражением лица и с руками, упирсющимися в бока. Ну, копия меня. Разве что, у меня таких сережек нет. Пашка меня успокаивает и говорит, что заедем перед аэропортом на рынок. Все же рядом. До вылета 2 часа, успеем.
Берем трайсикл, едем на нем на рынок, я остаюсь в трайсикле, Пашка бежит к сувенирам. Прибегает с фигуркой и мы едем в аэропорт.
Тетка с Эйразии нас регистрирует в киоске самостоятельной регистрации, приносит билеты. Идем на контроль. Пытаются стребовать терминал фи, отбрехиваемся. Идем на багажный досмотр. Опять примотались к Пашкиным веслам, хотя они были замотаны в его куртку.
Либо выкидывать, либо платить 800 песо. Паша выбирает второе. Хорошо, что можно карточкой расплатиться, а то у нас ровно 100 песо осталось.
Зато с ромом и водой в ручной клади не спалили.
Перелет был на полтора часа, я писала букавки, поэтому время пролетело незаметно.

Манила.
Здесь у нас 5 часов между рейсами. Но я помню паскудность этого аэропорта. Дело в том, что его терминалы разбросаны по большой площади. Т.е. ты выезжаешь из аэропорта, несколько километров едешь по городу и заезжаешь в другой терминал. Существует шатлбас, он изредка ходит между терминалами. Чтобы на него сесть - надо показать скан бронирования специально обученным специалистам. И они тебя посадят в шатлбас. Или на такси.
Прилетев в Манилу, мы час потупили в зале прилета, потом подошли к стойке трансфера. Пашка показал бронирование, нам сказали, что через час(!) автобус будет. Времени было у нас с запасом. Поэтому мы спокойно сидели и ждали. Автобус приехал позже. Причем до этого служащий аэропорта проводил группу китайцев на выход. Я было рыпнулась, но Паша сказал, что это не нам.
Сели в автобус, поехали. Доехали до терминала с международными перелетами. К тому времени - до вылета оставалось всего 2 часа.
Т.е. 2 часа прошло с того момента как мы подошли на стойку и до того времени, как мы прибыли в международный терминал.
Подходим к охранникам, показываем бронь. А нам говорят, что Эйразия летает из другог терминала. Тоже международного. Только номер 3 у него. А мы находимся у терминала 1. До вылета 2 часа, до следующего автобуса минимум час.
Зашибись.
Паша разражается гневной матерной тирадой на обоих языках. На английском - чтоб охраннику была понятна глубина Пашиного горя, на русском - чтоб душу отвести, ну и мне перевести, а то вдруг я не знаю слов факин шит и т.д
Паша пытается остановить пустой шатл, но он уже ушел. Остается только такси. Паша ловит машину. Водитель просит 200, Паша, оживленно жестикулируя говорит, что денег нет, последняя сотня осталась, шатлбас кинул, все люди сволочи, самолет улетает, на таксиста последняя надежда.
Уломал таки.

Прыгаем в такси, даже не пытаясь засунуть вещи в багажник. Самое обидное, что едем фактически туда откуда приехали. Терминал 3 был около терминала с местным прилетом.
Пока едем в такси - обсуждаем весла. Сдавать в багаж или выкидывать - вот в чем вопрос. Приходим к мнению, что на международных перелетах бегать обратно на регистрацию после прохождения паспортного контроля - скорее всего будет либо невозможно, либо отнимет много времени и регистрация уже может к этому времени закончиться.
Так что решаем сразу оплатить багаж.
Так и сделали. Правда он уже стоил 1050 песо.
Прошли паспортный и багажный контроли. Сели в самолет. Он был заполнен на две трети, так что мы с комфортом разместились на трех сидениях.
Я спокойно набила эти букавки, и приготовилась уже подремать, как внезапно самолет стало трясти, загорелось табло. Народ вертикализировался, зазвенели замки ремней безопасности. И мы рухнули в воздушную яму. Я просто держала Пашку за руку и смотрела на него в ужасе. Остальные же просто визжали.

Везет нам сегодня. В Манилу летели - самолет крыльями махал, тормозил жестко. Тут тоже. Хорошо, хоть я, сидя в Маниле оставила ЦУ близким на случай моей кончины.
Но не дожить два дня до 39 лет было бы обидно.